Царский подарок, или откуда взялись «Космосы»

Что помним мы из прошлого? Кажется,  многое. Но стоит повспоминать что-либо сообща и оказывается, одни и те же события каждый зафиксировал в памяти в какой-то своей, собственной проекции и в собственном масштабе.  С годами   еще память  многое подрисовывает, услужливо льстя стареющему сознанию.

Так что записывайте, господа! Записывайте! Снимайте копии! Фотографируйте!  Поточнее  история нашу складывайте!…

Листаю Вестник СЛА №14 за 1998 год.
Давно надо бы, да все недосуг было.  На  16-й странице, где И.Никитин рассказывает о полетах на Кольском полуострове в  геологической партии, натыкаюсь на фразу, смысл которой  остро меня задел:

«Весной 1986 года отдел дельтапланерного спорта ЦК ДОСААФ СССР получил из Франции два новеньких двухместных БИДУЛМА-50, которые у нас получили название «Космос» в соответствии с названием фирмы-изготовителя, это был поистине царский подарок Впервые для нас оказалось возможным посмотреть и «пощупать» настоящую фирменную заводскую технику. Можно без преувеличения сказать, что эти два французских дельталета сыграли огромную роль в развитии моторных СЛА в СССР…»

Highslide JS

То что «эти два дельталета»  сыграли огромную роль, то верно. «Царский подарок из Франции»  буквально взорвал   болотную запруду,  в которой кисло и пузырило отечественное моторное сообщество. Впрочем, и сообщества никакого не было. Лучшее достижение того же СКБ МИИГА на то время – полет  с соломенным чучелом, имитирующим «двухместность» «Поиска-03», для  Мингео,  финансировавшем эксперимент по применению мотодельтапланов в геологии. Уж кому-кому, а для СКБ МИИГА  «царский подарок из Франции», действительно явился спасением, ибо далее дурить геологов чучелами, примитивными тележками с картинговыми колесами и маломощными «вихрями», было крайне не перспективно.

В чем же моя обида ? Да в одной фразе: » дельтапланерный отдел получил из Франции«.
Вот так – взял и получил. Сидел отдел, сидел мух считал, вдруг глядь в окно, а там  два новеньких «Космоса» разгружают.

-Где туть отдел дельтапланерный? Мы им с самой Франции «Космосы» приперли!
Осталось  отделу малое — задницы от стульев оторвать и подарок царский  оприходовать! Так получается по Никитину.

Не так, конечно, все было. Потому появилось у меня огромное желание открыть, откуда взялись те «Космосы».

…………………………………

…В октябре 1984 года дельтапланерный отдел опустел. Начальник отдела И.А.Вишняков отбыл на отдых в  любимую Гудауту, в санаторий МО, направления в который он полгода добивался. В отделе остались  Виктор Рыбкин и я. Спортивный сезон завершен, отчеты сданы. По прочей деятельности тоже затычек нет, все разгребли. Текучку отслеживаем.

12 октября, ближе к обеду  раздался звонок по местному телефону. Звонил  начальник отдела импортных закупок УАП и АС ЦК ДОСААФ СССР Агафонов А.А. (Был такой отдел в Управлении, который занимался приобретением за рубежом всякой всячины, в отечестве отсутствующей, но необходимой для сборных команд по авиационным видам).

А.А.Агафонов  мало сказать дельтапланеризм не любил – ненавидел. И боролся с дельтапланеризмом, как  мог. Ни один вид спорта так нещадно не урезался в валютном финансировании, как дельтапланерный.  Даже из других авиационных федераций  внимание обращали. Но Агафонов этим почти гордился. Впрочем, таких «агафоновых» в Управлении был легион. Никто никогда не узнает ( да и зачем это кому-то знать!) через какие унижения и откровенное хамство пришлось пройти работающим в дельтапланерном отделе в  первые годы!  Агафонов всех превзошел.

Неприязнь, надо признаться, была взаимной. Не имея сил и средств «для огневого отпора», мы вели с ним «войну партизанскую». Агафонов являлся по совместительству «вожаком кружка» марксистко-ленинской учебы, посещать который было святой обязанностью всего личного состава Управления. Вот на его занятиях мы, (за исключением И.А.Вишнякова, крепкого партийца, который даже конспект вел!)  молчали как партизаны. Вожак регулярно пугал нас политическим незачетом за текущий учебный семестр,  но не помогало.  Случались с нашей стороны и контратаки, порой доводившие партийного вожака до флаттерной трясучки. Однажды мы даже очень удачно запутали его рассуждениями о несуразице «модного» тогда встречного плана, вносящего, по нашему мнению,  хаос в плановую экономику. В другой раз, при обсуждении чего не помню,  мы с Рыбкиным  поумножали — поскладывали столбиком, (ориентируясь на статистику собственного злоупотребления ) и получили, что до 40% бюджета страны образуется от водочных денег. С теми убедительными расчетами и выступили. Агафонова чуть удар не хватил.
В общем, любили мы друг друга!

Услышав в трубке «дружеский» голос, я не слишком обрадовался, но буквально через пару секунд  был готов  расцеловать недавнюю вражину:

— По Постановлению Бюро Президиума вам выделено 20 тысяч инвалютных рублей на закупку образцов зарубежной техники. Заявку представить не позднее 48 часов.

20 тысяч! Да никогда более 4-5 не выделяли. И те урезали! Возрадовались мы с  Рыбкиным, будто  деньги нам лично предназначались.

В обед, стоя в очереди в аэроклубовской столовой, мы поделились радостью с Л.М.Вяткиным. Лев Михайлович,человек компетентный, более нашего знающий о политическом раскладе в Управлении,  нашу радость поумерил. Оказывается, щедрость господская не просто так на нас свалилась. С подкладочкой  та щедрость!…

А произошло следующее. Во-первых, по какой-то причине вдруг сорвались закупки на большую сумму не то у планеристов, не то у парашютистов. Деньги угрожающе  зависали. За такое зависание валютных средств из Внешторга обязательно злых собак  спустят на  ДОСААФ.  Могут и  урезать валютный план на следующий год.  Во-вторых,  сборная по высшему пилотажу вернула нам прошлогодний долг. Было такое, часть наших денег по просьбе К.Нажмутдинова, прошлым годом перевели  пилотажникам – у них  аккурат перед очередным  Чемпионатом  случилась чрезвычайная ситуация с какими-то аккумуляторами. Нажмутдинов –  человек порядочный,  слово сдержал, деньги вернул. Мало того,  он отследил, чтоб деньги до нас «дошли».

Таким образом к концу года в Управлении накопилась огромная неарелизованная  сумма — 20 тысяч инвалютный рублей!

Кто ныне знает, что такое инвалютный рубль? Мало кто знает. А был такой рубль — перед ним  доллар  – фантик! Сам по себе валютный рубль – вещь виртуальная, руками не осязаемая, но именно в этой виртуальной валюте выполнялись все внешнеторговые расчеты. Черт знает зачем и почему, но так было. Впрочем, много чего странного и труднообьяснимого происходило в те времена…

Помню отчетливо, первое что я  ощутил, разлиновав чистый лист и взявшись за ручку – у меня вспотели ладони. Я ощутил мандраж, сродни предстартовому, соревновательному.
«Набивку» заявки поначалу обсуждали  с Рыбкиным. Но как только интересующие позиции для сборной команды, которой В. Рыбкин ведал,  определились, он потерял к дальнейшей работе всякий интерес. А вся работа, оказывается, только начиналась. Скоро я понял, в какую волчью яму попался…

Все импортные закупки для нужд сборных команд производились исключительно по статье «экспериментальные образцы». То есть, для ознакомления, изучения и анализа…   Закупить даже небольшую партию чего-либо, кроме средств спасения, было нельзя. В заявке категорически ограничивалось позиция «кол-во ед» и, что совсем худо,  количество стран и фирм, у которых закупались образцы. Чиновники Внешторга лишней работой себя утруждать не желали:

—  Ради какого-то копеечного дельтаплана мы столько же бумаг и  банковских операций проводим, как для  прокатного стана!

Впрочем, со страной и фирмой мне определяться не было надобности. Не в первый раз и совершенно обоснованно, с моей точки зрения, я выбрал французcкую  «La Мouette», самую крупную и известную среди производителей дельтапланерной техники. ( 1985 г )  Еще памятен был недавний  триумф  «Атласа» и «Азура». В качестве  продукция «La Мouette»  можно не сомневаться, пока ее создает и доводит до серии  шеф-пилот фирмы Г.Тевено – выдающийся спортсмен и конструктор. (Кстати, именно ему принадлежит официальный патент на мототележку,, шарнирно подвешенную под дельтапланом.)

Всякий раз, просматривая в «Vol libre» протоколы различных чемпионатов, я искал имя Тевено, и как правило находил его в самых верхних строках. Чемпионом он почти никогда не становился,  но стабильность его высоких результатов просто поражала.
Итак, «La Мouette»!

Но как я ни перетасовывал  варианты будущего заказа, никак более 8 тыс. освоить не выходило. Перелистывание журналов принимало лихорадочный характер. Тогда я решил рискнуть  и на арапа проставил  крамольную цифирь в графе «кол-во ед.», то есть — более двух  И сунулся в агафоновский кабинет. Тот, по всей видимости,  ждал от меня  именно такого выкрутаса и вмиг выставил  меня за дверь с треском и копотью.

Ночью я почти не спал и  крутился, отбиваясь от латинских букв и арабских цифр. По утро, вконец выбившись из сил, просмотрел  кошмарный сон, будто я  сижу на узком, скользком карнизе, свесив  ноги  над бездной и сползаю, сползаю…

Никогда не опаздывающий на работу Витя Рыбкин встретил меня ободряющим известием, что уже звонили от Агафонова и интересовались заявкой.

………………………………

Highslide JS

Хороший журнал «Vol libre». В переводе  «Свободный полет», но  уже вовсю распространяются по  миру моторные дельтапланы. Противореча собственному названию номера журнала наполовину заполнены этой тематикой. И реклама имеется… Кстати  «La Мouette» предлагает… двухместный мотодельтаплан с 50-сильным двигателем «Robin-444». Крыло 18 кв. м.  Указаны реквизиты. И цена подходящая…

А не  рискнуть ли? Другой случай когда еще представится!
Перевожу франки в «виртуальные рубли», умножаю на два… Складываю…  Вношу в заявку.  Виктор Рыбкин заглянул  в заполненный мною столбец и  покачал головой:
-Влетит тебе от «деда». ( Но отговаривать не стал.)

Действительно, о последствиях такого «внешнеторгового творчества» я еще не успел подумать. А надо бы!  Руководство ДОСААФ к мотодельтапланеризму относилось крайне отрицательно. Одной из самых «свежих» директив Заместителя Председателя ЦК ДОСААФ СССР С.И. Харламова ( №2/12-2013 от 06.09.83 г.) …категорически запрещались всякие полеты на мотодельтапланах независимо от места, высоты и времени полета. Не доставало  указать — при выявлении оных, расстреливать на месте.

Я тяжко начинал понимать, чем может обернуться мне нецелевое использование валютных средств. Тут и  до уголовщины близко. А у меня еще за ДТП  1983 года такая же не погашена…
А, плевать!
Сфотографировав заявку ( была у меня в то время  страсть к микрофильмованию. «УРУ-2» всегда стояла на моем  столе. Много чего  «упаковано» было мною в пленочные рулончики),  я  отправился к Агафонову

Highslide JS

Начальник импорта и  главный марксист Управления ни   черта не смыслил в иностранных языках. Уставившись в поданную мной заявку,  он даже легкопереводимого  «moto» не приметил.  Цифры же были в полном порядке. И сумма внизу чуток с избытком, но такое прощалось, потому как по заведенному правилу некоторый резерв средств всегда имелся.

Агафонов отложил  заявку на край стола и глядя мне почему-то не в глаза, а в живот, будто желая определить чем я поутру перекусил,  сказал:

-Ну ладно. Идите. Если будут вопросы, мы позвоним.

Вопросы, конечно, были и пару раз я бегал уточнять какие-то цифры и правописание. Пришлось пожертвовать заказом  «Magic-177». Но в целом заявка прошла.

…………………………………

В последних числах октября вернулся из отпуска И.А. Вишняков. В течение первого же дня он изучил все поступившие в отдел документы, записи о содержании служебных звонков, ознакомился и со всеми Постановлениями Бюро Президиума. Дошла очередь до заявки…

Разноса, которого мы с Рыбкиным ожидали, наш генерал не учинил.  Поматерился, конечно, крепко.  Было даже хотел пойти  к С.И. Харламову, “покаяться”, что  мол так и так, недоглядел за сукиными детьми, те  и выписали  какую-то хреновину с мотором не спросясь никого…

С подоспевшим  на выручку Рыбкиным мы красноречиво доказывали Вишнякову, что куплены те «моторы» не живота своего ради, а токмо для задач обороноспособности. Аккурат в то самое время Дашивец в Киеве голову ломал, изобретая что-то такое для ВДВ. Вот мы и подопрем Дашивца добытым трофеем…

Гроза рассеивалась. Вишняков долгим взглядом,  прищурившись,  смотрел на нас сквозь облако сигаретного дыма, а глаза его кажется говорили:

-Сукины дети! Черт с вами. Может так и надо…

Боевой генерал, ас-истребитель, сбивший  более 20 самолетов, сколько раз в своей жизни он рисковал и…побеждал.  Вишняков остался бойцом, способным  рискнуть даже в свои преклонные года.
По-моему, в этот раз он и нам зачел  победу.

Highslide JS

PS.Через три с половиной месяца позвонили с центральной базы снабжения ДОСААФ Манихино: —  Пришли ваши мотодельтапланы из Франции. Приезжайте с доверенностью.

Два  блестящих с иголочки, в золотом анноде «Космоса», мы разгрузили в подвал Управления авиации, точно под кабинет С.И.Харламова,  главного их запретителя… Вот  ирония !

А дальше? А дальше события развивались стремительно. По кабинетам Управления авиации пронеслось цунами перестройки.  Приходили новые люди. Все менялось. Так что «Космосам» недолго пришлось томиться в неволе. Их ждала славная судьба.

Но это уже другая история…

 

Закладка постоянная ссылка.

Добавить комментарий