Ростовчане, может начнем работать честно?

«Если тебе плюют в спину, значит, ты идёшь впереди»
Конфуций
«Не кради»
Исход 20:15

Когда приходится сталкиваться с мерзостью на улице, в подворотне, это отвратительно, это  отторгает. Но когда мерзость проникает  в твой собственный дом – это беда. Этого нельзя оставлять безнаказанно.

Несколько лет назад у А. Русака возникли сложности с пошивом крыльев. Не найдя на тот момент  ничего лучшего, он  передал производство в Ростов.

Святая святых любой крыльевой фирмы – это плазы и технология. Их берегут и секретят. Русак отдал все секреты безоглядно, как надёжным давним партнёрам.  Помню, какой радостью он  светился,  расхваливая вновь обретённых ростовских коллег… Памятуя об его предыдущих идеалистических порывах, закончившихся горькими разочарованиями и потерями, я выражал обоснованное опасение, как бы ему опять не наступить на знакомые грабли. Русак и слышать меня  не хотел:

— Ты ничего не понимаешь! Всё будет замечательно!

Это самое «замечательно»  как-то не последовало. Очень скоро начались проблемы. «Атом» в ростовском исполнении почти сразу перестал быть тем самым «атомом», который был принят за эталон. Ростовским умельцам с самого начала толком не было научно растолковано, что такое настоящий «Атом»,  какие лётные характеристики он должен иметь на выходе. Это  как перед вылетом не выставить высотомер… Мои выборочные облеты ростовских крыльев однозначно подтверждали – это не «атомы». Это лишь похожие на «Атом» какие-то другие крылья.  Да — строчка ровная, чувствовалась умелая рука,  но не ровность строчки определяют лётные свойства крыла. Строчечка-то ровная, а та самая боевая душа из крыла ушла!

Дальше – хуже. Начали поступать сообщения, что ростовские крылья быстро теряют первоначальные характеристики, не удерживая заданный ресурс. Это было как гром среди ясного неба, так как первые (оригинального изготовления) «Атомы», эксплуатируемые на тяжёлых «хондалётах», уже налетали по 300-400 часов без какого-либо ухудшения лётных свойств. На лидерном крыле летал А. Школин. Вы видали пилотаж Школина? Вы видали, как он «грузит» крылья перегрузками?

Наконец до Русака дошло, что ситуация вышла из-под его контроля и   управлять качеством своего детища  за тысячу километров он не в состоянии (пусть не обижаются на меня изготовители «Неба-18», но это разные по уровню сложности изделия…).

Решение о сворачивании производства в Ростове Русак принимал болезненно тяжело. В марте, вместе с Русаком уезжая из Ростова, я ещё надеялся на неконфликтное разрешение проблемы. Ростовчане просто не имели морального права на какую-либо подлость в отношении Русака. Ведь, по сути, благодаря совместной работе с ним, они поднялись на более высокую орбиту. Осталось лишь основательно, по-мужски, договориться, как жить и работать дальше. Вместо этого в ход пошли уворованные плазы, технологические наработки, и даже специально подобранное для собственного крыла название «атолл», призванное своей схожестью с раскрученным брендом стать заманухой для потенциальных покупателей.

Это еще не всё. 26 декабря на форуме продаж www.reaa.ru ростовчане устроили явно постановочный трюк, с конкретной целью «загасить» ставшего конкурентом Русака…

Приводимый ниже «якобы диалог» на форуме они запрятали вглубь поста, в расчёте на то, что модератору не захочется  его пролистывать до конца. Удалось…

Химик:    …Тема закрыта, новое крыло «Атолл» уже заказано.

dmitri :    А почему не “Атом»?

Garry::    Покрой Атома не внушает доверия….почему-то

Garry:     Ну что за морщины! Разьве так шьют? Столько хорошего слышал про Атом, а тут такое..

Химик:   Картинка с морщинами явно глаз не радует!

Там же, как подтверждение сказанного,  приведён кадр из ролика В. Леуськова о полётах на «Мельнице».  Кадр по счётчику времени 3 мин 24 сек. Поскольку я был участником тех полетов, поясню в чём здесь лукавство… Этот кадр — вставной. Понимающие в пилотаже сразу определят и по тангажу трайка и по деформации лопуховой части крыла, что «хондалет» в этот момент испытывает перегрузку на выходе из пикирования. Тяжеленный трайк +  перегрузка + острое, косое освещение, которое проявляет любую малейшую деформацию верхней обшивки (просмотрите десятки специализированных журналов и убедитесь – насколько щепетильно фирмачи избегают подобных режимов съёмки.…)

…Сейчас «хондалёт» выйдет в ГП и крыло примет нормальную форму… Кстати съёмка проводилась в  таких метеоусловиях, что никто в тот день даже из ангаров не высунулся. Посмотрите повнимательнее еще раз этот ролик. И второе, которое впрочем вытекает из первого. Что-то никому из пилотов мифические морщины пилотировать в тот день не мешали. По-моему, они  не помешали А. Борисевскому и А. Щербакову пролететь на «Атомах» всю страну навылет до Дальнего Востока…

К сведению воображающих из себя «специалистов»… Объёмная оболочка из жёсткого нетянущегося материала, будучи установленной на упруго деформируемый каркас  сохраняет идеальную форму только в определённом диапазоне нагрузок и режимов полёта. В болтанку, в энергичном манёвре появление «рабочих» морщин неизбежно.

Этот кадр вошёл в фильм в виде стоп-кадра вот почему. В. Леуськов с крутого пикирования поднырнул под правое крыло «Фрегата» А.Воробьёва с такой скоростью, что оператор не успел захватить его камерой. При покадровом просмотре удалось вытащить лишь этот (не очень удачный…) кадр. И вот за него и зацепились ростовские «ценители прекрасного»! Чтобы не быть голословным, привожу кадр с крылом iXess фирмы Air Creation. Смотрим на его переднюю кромку:

В заключение.

В 1985 году «Фрегат» А. Русака занял первое место на всесоюзном смотре-конкурсе СЛА в Риге, а сам Русак стал лауреатом этого смотра. С тех пор он не снижал планки. Успехи чередовались с неудачами – как без них в таком наисложнейшем деле!  Но более четверти века Русак –  это синоним качества или, по крайней мере, стремления к нему. Ничего, кроме миллионных долгов, в жизни  Русак не нажил.  И никак не заслужил подкидываемых ему  подлянок.

Давайте оглянёмся вокруг. На всю огромную страну в нашей сверхлёгкой авиации остались единицы производителей техники. Все они жертвенные подвижники: Русак,  Мысенко,  Киносян, Хрибков, Бородин, Малышев…. Ну ещё несколько имён. Не маловато ли для авиационной державы?  Тем более, что они ведут явно неравную борьбу: всё против них – и разваливающееся буквально на глазах  производство, и нелепое законодательство, связывающее производителей по рукам и ногам, и дороговизна  материалов и аренды…

Мало им всего этого, так ещё  подколодное шипение и предательство, казалось бы своих… Нет, ребята…так не пойдет!

Или мы всё же бандерлоги?

Кареткин А.В. эксперт ЛТЦ «ЭЛИЦ ОФ СЛА»

Закладка постоянная ссылка.

Добавить комментарий